RSS

Как открыть картинговый клуб


Как открыть картинговый клуб

Те, кто однажды "заболел" скоростью, услышат характерный визг моторов за несколько километров. Они идут на звук и, облачившись в комбинезоны и шлемы, готовы платить деньги за каждую новую дозу адреналина. Всё это - картинг: для кого-то - развлечение и хобби, а для кого-то - бизнес. Бизнес, в основе которого всё то же хобби, как ни крути!

"Как-то раз после празднования дня рождения мы с друзьями поехали на один из московских картодромов. Прокатился пару раз на этой машинке и понял - всё, "попался"! Понравилось ощущение скорости, экстрима… Вылазки на картодром стали постоянными, вот только качество и уровень предлагаемых услуг не очень устраивали. Машины ломались, квалифицированных инструкторов явно не хватало. Вот и решили с друзьями построить собственный картодром. Принялись искать партнеров, готовых профинансировать это предприятие, собрали документы, сделали трассу. И получилось хобби на четырех гектарах", - вспоминает Александр Гаретный, коммерческий директор и совладелец клуба „Пилот“".

Сегодня картинговые клубы есть в каждом без исключения федеральном округе. И почти во всех городах с населением более полумиллиона человек устроены соответствующие трассы. Скажем, в Саратове действуют два клуба - открытая площадка функционирует только летом, крытая - круглый год. Похожая ситуация - в Волгограде, Хабаровске, Казани… И вот что любопытно: крытые площадки открываются, как правило, в регионах-"донорах". Это и понятно - такие проекты требуют довольно серьезных инвестиций, много денег приходится тратить на строительство, ремонт. Да и клиентура в более успешных регионах побогаче.

Впрочем, все это вовсе не означает, что запуск простенького открытого картингового клуба - совсем уж плевое дело, а строительство крытого комплекса - просто самый удачный путь выбросить деньги на ветер. Все несколько сложнее.

Большой круг

- Не надо думать, что открытые площадки не требуют затрат, - говорит основатель питерского "Картинг-центра" Владимир Минин, в свое время позаимствовавший идею крытого картодрома во время поездки в Финляндию. - Здесь возможны самые разнообразные модели, в зависимости от целей предпринимателя и формата задуманного бизнеса. Вариантов на самом деле три. Это трасса эконом-класса, "средний" вариант с открытой площадкой и - крытый картинг-центр с развитой инфраструктурой. Естественно, объем первоначальных вложений будет напрямую зависеть от того, что выбрали вы.

Серьезный клуб с 10–15 качественными машинами, специальным дорожным покрытием, телеметрической системой, и, главное, полноценной инфраструктурой - душевыми кабинками, теплыми раздевалками - обойдется сегодня минимум в 500 тысяч долларов. А на рынке крытых развлекательных центров без стартового миллиона долларов, по оценкам генерального директора "Русской Школы картинга "Пилот" Евгения Колмакова, и вовсе делать нечего. Действительно, примерно столько пришлось потратить создателям казанского, новосибирского и екатеринбургского картинг-центров под "крышей". Зато получились самые настоящие клубы - с современной телеметрией (а как иначе фиксировать результаты?), фирменным покрытием, системой вентиляции и кондиционирования и парком не менее чем из тридцати новеньких и шустрых картов. В общем, такого рода проекты совершенно не годятся для того, чтобы быстро вернуть вложенные деньги. Другой разговор, если предприниматели готовы играть на перспективу.

- "Пилот" с самого начала планировался как долгосрочный проект. Когда мы искали инвестора и писали бизнес-план, то закладывались на 3–4 года. Однако затем все эти планы пришлось существенно корректировать. Как минимум, срок окупаемости был увеличен до 7–8 лет - и это при том, что развиваемся мы достаточно успешно, - признается Александр Гаретный.

Но в чем же дело? Уж в Москве-то, наверное, можно было окупить вложения и побыстрее! Александр Гаретный уверен, что подобной коррекцией сроков окупаемости пионеры столичного рынка картинга обязаны неразвитостью самого рынка, который формировался довольно медленно. Ведь картинг - это не просто развлечение, но и спорт. А мода на те или иные виды спорта не приходит сама по себе. "Когда мы открывали свой клуб, картинг как спорт фактически просто не существовал, - говорит Александр. - Посудите сами: в 2000 году в столице полноценных картинговых трасс не было вообще. Площадки, аттракционы - все что угодно, но не трассы! Но сегодня картинг развивается уже куда более интенсивными темпами. Вот недавно в подмосковной Икше построили хорошую трассу международного уровня. Да и в регионах - это по всему чувствуется - просыпается настоящий интерес".

"Бюджетный" вариант

Наиболее распространенный формат российского картинг-бизнеса (назвать полноценным клубом это, разумеется, нельзя) - обычная асфальтированная площадка и пять машин. Затраты на такой проект составляют не более 15 тысяч долларов - с учетом аренды земли и закупки необходимого оборудования. Минимум необходимой площади - площадка 30 на 40 метров. Мировые требования к трассам здесь придется оставить за кадром, главное - обеспечить должный уровень безопасности пилотов, зрителей и матчасти.

- Самый простой и "быстрый" вариант - организовать трассу в парке культуры и отдыха. Покрышки для заграждения всегда можно бесплатно получить в шиномонтажных мастерских города. Покупаете пять бывших в употреблении картов, нанимаете пару механиков и - вперед! - крупными мазками рисует картину запуска бизнеса Евгений Колмаков.

Для того чтобы оградить трассу протяженностью в 300 метров, понадобится 3 тысячи покрышек (тут главное - не лениться их собирать), подержанные карты обойдутся по 800–900 долларов за штуку. Кстати, ветераны этого бизнеса уверяют, что с такими машинами "вполне можно будет работать" - в обслуживании они довольно просты, а рынок запчастей для них уже сформировался - не то, что четыре-пять лет назад. Новые машинки любительского класса - уже более дорогое удовольствие: не меньше 4–5 тысяч долларов за штуку. Ну а высший класс - это спортивные карты, тут цены начинаются тысяч с семи.

Рынок картинга пока довольно узок, все про всех всё знают, так что информация о том, кто, где, что и как делает, распространяется довольно быстро. Так вот, представители сообщества владельцев площадок для картинга уверены, что в регионах вполне можно заработать, действуя в таком непритязательном, минималистском формате. По крайней мере, за сезон можно собрать 7–8 тысяч долларов, то есть уже через два года окупить вложения.

Есть еще и промежуточный вариант. Это открытая площадка, но с развитой инфраструктурой. Стоимость строительства такого комплекса сегодня оценивается приблизительно в 100–150 тысяч долларов. Окупаемость в этом случае (и, прежде всего, с учетом сезонности) растягивается уже на пять-шесть лет, зато в будущем ежемесячная доходность клуба окажется куда более высокой.

В любом случае трасса - сердце клуба. Она должна быть скоростной и интересной. Да, гуру картинга считают его полноценным спортом. Но для тех, кто протягивает свои деньги в окошко кассы, это все-таки аттракцион, развлечение.

- Для того чтобы создать собственную трассу, нам пришлось вывезти несколько сотен кубометров земли. По пять долларов за "куб". Потратили на это полгода, зато теперь есть чем гордиться, - вспоминает Александр Гаретный. - Ведь что такое настоящая трасса? Это асфальтовое покрытие, проложенное непосредственно по газону, паребрики и зоны безопасности. Кроме того, полотно трассы должно быть спрофилировано на поворотах, что позволит развивать большие скорости. Ну и, конечно, огромную роль играют длина и ширина полотна. Так что если есть возможность расширяться - пользуйтесь моментом!

Меркантильный вопрос

Не надо быть специалистом, чтобы ответить на вопрос, откуда здесь берутся деньги. Естественно, картинг-клубы зарабатывают на прокате, как же еще! И все же, если внимательно проанализировать деятельность большинства российских площадок для картинга, нетрудно нарисовать более подробную картину. В общем, источников дохода, как минимум, три. Это, в терминологии предпринимателей от картинга, "покатушки" (прокат картов для всех желающих), "корпоративка" (соревнования и мероприятия), и - обучение.

"Покатушки" пользуются все большим спросом, а доходность напрямую зависит от потока желающих порулить и стоимости прокатной минуты. В Москве стандартная ставка составляет сегодня 30–45 рублей, в регионах 10–20.

Школа подготовки пилотов (в полном смысле слова) - важная статья дохода для картинг-клубов, которые решительно дистанцируются от имиджа "аттракциона" и подают себя в качестве серьезных спортивно-развлекательных заведений. Стоимость полного курса обучения здесь может доходить до нескольких сотен долларов, а учить будущих чемпионов можно, начиная уже с шести лет.

- Зимой мы не закрываемся, несмотря на то, что находимся под открытым небом. У нас занимаются дети, и ежегодно около 80 юных гонщиков получают права категории E, - лицензию выдаем совместно с Российской автомобильной федерацией, - рассказывает Александр Гаретный. А вот в клубе "Пилот", как утверждает Евгений Колмаков, в межсезонье бизнес-составляющая отходит на второй план, а все внимание отдается спорту. Конечно, коммерческий интерес присутствует и здесь, только в куда менее прямолинейной форме. Действительно, "Пилот" - первый клуб, открывший под своим крылом спортивную школу. Но Евгений Колмаков не отрицает, что такая деятельность - это еще и вложения в имидж, своего рода инвестиции в будущее.

Ну а самый ощутимый доход при правильной постановке дела картинг-клубам приносит корпоративный сегмент. Вот примерные ориентиры: в выходной день аренда трассы в одном из столичных клубов будет стоить сегодня корпоративному клиенту 500 евро в час. В будни ставка может быть снижена до 300 евро. А дальше все зависит от умения привлечь как можно больше таких клиентов. Только учтите: если хотите собирать целые стаи "белых воротничков" - не жалейте денег и вкладывайтесь в сервис, старайтесь выглядеть более стильными, модными, современными на фоне конкурентов.

В Москве мода на "корпоративные заезды" ширится год от года, тем более что некогда вызывавший всеобщий интерес боулинг публике уже несколько наскучил. А вот в регионах этот сегмент будет расти вместе с бизнесом как таковым.

- В нашем случае ставка на корпоративный сегмент была сделана сразу, - признается Александр Гаретный. - И должен сказать, что эта лошадка приходит первой до сих пор. Кстати, такие клиенты не просто "остаются". Они, как правило, еще и приводят новых.

Пирожок выглядит очень аппетитно, однако надо учесть, что обслуживать "правильных" корпоративных клиентов в состоянии далеко не все клубы. Даже в Москве. "Едва ли сотрудников крупных компаний устроят биотуалеты и переодевание в вагончике. Ваша задача - обеспечить клиентам комфорт, а инфраструктура стоит денег, - напоминает Евгений Колмаков. - Ну и, наконец, если уж открываете корпоративное направление - научитесь выполнять просьбы и даже капризы. Можно называть это "индивидуальным подходом к клиенту", но только не воспринимайте как дежурную банальность! Это самая насущная необходимость, если вы действительно всерьез займетесь освоением ниши b2b. Скажем, наши гости из "Мегафона" захотели, чтобы во время мероприятия под потолком парил воздушный шар с логотипом компании. Что ж, мы обо всем договорились, получили разрешение и выполнили это пожелание. А еще… очень вовремя ввели службу кайтеринга".

Кстати, не забудьте о дополнительных источниках дохода! Как и любой другой центр досуга, картинг-клуб может предложить гостям массу дополнительных и вовсе не бесплатных услуг. Тут все, как в компьютерном стратегическом симуляторе. Построили базу, поднакопили ресурсы, и - немедленно развиваться! А не то придут более сильные соперники, которые не оставят от вас камня на камне. Заложили трассу, построили помещение с раздевалками и душевыми кабинками? Отлично. Только это еще не все. Следующий возможный шаг - строительство ресторана на свежем воздухе. Климат не позволяет потчевать клиентов круглый год? Значит, можно подумать о кафе под крышей.

Владельцы "Пилота" так и сделали: "Как только добились разрешения на открытие ресторана, сразу же появился дополнительный способ привлечь клиентов. А у клуба - возможность получать больший доход. Ведь картинг - это соревнования. В соревновании всегда есть победитель. А он должен где-то отпраздновать победу! И лучше всего, если сделать это удается тут же, на месте!"

У каждого есть недостатки

Аренда земли и строительство - одни из самых ощутимых статей расходов для любого картинг-клуба. "Когда мы начинали, то долго искали место под трассу. Нам хотелось найти что-то необыкновенное, по крайней мере, не площадку в промзоне, как это обычно бывает - "асфальт да покрышки", а нечто фешенебельное. Просто потому, что постоянно думали о перспективе. В результате долгие поиски увенчались успехом. Под клуб отвели территорию в столичном районе Северное Медведково, в природоохранной зоне, недалеко от метро, транспортных развязок и кольцевой автодороги, - вспоминает Евгений Колмаков. - В общем, действительно повезло, землю мы взяли в долгосрочную аренду на 49 лет, то есть платим по льготной ставке. Расходы оказались не слишком обременительными. Куда больше инвестиций потребовало строительство. Ведь только на то, чтобы привести трассу "в порядок", у нас ушло полгода! Следующий шаг - закупка необходимого оборудования, создание парка картов, поиск производителей одноразовых комбинезонов, подшлемников и перчаток. Затем - подбор персонала…" Короче, рассказывать - просто. Делать - явно сложнее.

А ведь нужно еще и рекламироваться! В больших городах одним только "вирусным маркетингом" да "сарафанным радио" не обойтись. А если начинаете работать с корпоративными заказчиками, тут уж придется целую клиентскую службу выстраивать, создавать систему мотивации менеджеров. Так, в "Пилоте" работой с корпоративными клиентами занимается целый отдел, причем каждый менеджер должен "найти и привести" как минимум одного нового корпоративного клиента в неделю.

И, конечно, главная проблема этого бизнеса - сезонность. Влиянию этого фактора подвержены как открытые, так и закрытые площадки, только… с точностью до - наоборот. То есть открытые активно работают с апреля по середину октября, а затем "сворачиваются", тогда как закрытые картинг-центры, напротив, простаивают все лето.

Отсюда и прочие проблемы владельцев клубов, в том числе и кадровые. Скажем, в штате "Пилота" сегодня состоит аж 40 человек. Механики, рабочие, администраторы… Найти профессионалов, в общем-то, не трудно. Куда труднее - удержать их в периоды спада. К неизбежной текучке надо готовиться с самого начала. Сильный, раскрученный, популярный клуб может позволить себе платить достойную зарплату персоналу круглый год. А вот у тех, кто поменьше, вряд ли получится…

Разговаривая с участниками этого рынка, мы просили их рассказывать все, как есть. Чтобы никого не вводить в заблуждение сказками о быстрой окупаемости проектов, но и не оттолкнуть тех, кто готов присмотреться к картингу как бизнесу. Ну а секреты… Да нет тут никаких секретов! Пара неухоженных агрегатов, грязный асфальт, небрежно накиданные покрышки "трассы", равнодушное "Чего вам, покататься?" и - можно забыть о перспективах. И дело здесь вовсе не в деньгах!

Автор: Екатерина Чинарова
Источник: www.business-magazine.ru
Понравилась статья?

Рекомендовать друзьям
Добавить в закладки
Как открыть картинговый клуб
Оставить комментарий

Заполните поля, отмеченные звёздочкой (*)

*

*


Внимание! Все комментарии модерируются

*