RSS

Мобильный бизнес: фастфуд – автолавка


Мобильный бизнес: фастфуд – автолавка

Основные достоинства автолавки - проходимость и мобильность, позволявшие ей в советские времена снабжать удаленные от райцентров деревеньки товарами первого спроса, остаются в силе. В эру свободного рынка предприниматели оценили небольшой стартовый капитал, необходимый для запуска "мобильного" бизнеса. И вот уже автоприцепы и автофургоны, переоборудованные в подвижные торговые точки, пользуются неизменным спросом в регионах, ими кишат столицы. Однако эксперты утверждают, что у выездной торговли все еще остается немалый потенциал. Главное - не ошибиться с ассортиментом и местом и увидеть новые ниши для магазинчиков "на колесах".

Традиционно автоприцепы используют как мобильные пункты быстрого питания (фаст-фуд), хотя общий негативный настрой по отношению к "уличной еде" не играет на руку начинающим предпринимателям. Тут бы "день продержаться". Другое направление - розничная торговля штучным товаром.

Несмотря на множество подводных камней, этот бизнес - один из самых рентабельных, а средний срок окупаемости - около полугода.
Предпринимателей привлекает и высокая ликвидность автолавки, "возможность быстро вытащить свои средства". Минимум необходимых вложений - это 5-7 тысяч долларов, сумма почти уже нереальная для российского бизнеса, однако факт остается фактом. Именно столько стоят автомагазин б/у, оформление разрешительной документации и закупка необходимого ассортимента.

Выездная торговля - это удобный и мобильный вид бизнеса, позволяющий легко реагировать на колебания спроса и цен на рынке, менять географическое расположение точки, увеличивая проходимость.

Автолавки и автоприцепы интересны с точки зрения рентабельности и ликвидности, однако неудобны в юридическом оформлении. Как транспортные средства они подлежат всем регистрационным процедурам (техосмотр, автогражданка, постановка на учет, наличие водительских прав определенной категории). С другой стороны, это торговля, а значит - разрешения на торговлю и от СЭС, утверждение ассортимента, кассовый аппарат... От начинающего предпринимателя требуется десяток договоров на уборку территории, вывоз мусора, обеспечение электроэнергией и т. д. Проходить огонь, воду и медные трубы согласований придется самостоятельно, при хорошем раскладе это займет два-три месяца. Для установки "мобильного объекта торговли" нужно получить "добро" муниципальных органов власти, так как транспортное средство не должно портить окружающий вид - а значит, обязательна процедура согласования с архитектурными комитетами.

Мобильная торговля как бизнес требует от владельца грамотного планирования бюджета. Никогда не вкладывайте все деньги до копейки. Имейте запас, так как с автолавкой может произойти масса неприятностей". Начинающие предприниматели, как показывает опыт его компании, как правило, не ожидают, что бизнес окажется столь трудоемким. "Нужно отдавать много сил, полностью участвовать в процессах, не отлучаясь ни на минуту. Работа без выходных, подъем в пять утра, постоянные заботы о документации - особенно трудно дается прибыль в сверхпроходимых местах.

Никто не гарантирует, что лавка будет стоять на одном месте более года. Надо исходить из того, чтобы все вложения окупились за это время. На длительность - не закладывайтесь!.

Что вообще случается с лавками? Сергей Власов, владелец нескольких палаток фаст-фуда, уверяет, что проще перечислить, чего с ними не происходит. Фактически все собственники сталкиваются с вандализмом. Ведь охранять лавки не всегда удается, а проходные места "притягивают" хулиганов. Поверхность фургона уродуют, расписывают граффити и т. д. В практике компании "Автолавка.ру" бывали аварии, стихийные бедствия (знаменитый ураган), угоны со стоянок.

Отношения с властями - тема отдельная. Чтобы не попасть впросак с размещением автофургона, лучше заранее учесть перспективы городского строительства и ознакомиться с генеральным планом. Удачными местами для "якорения" остаются рынки (инфраструктура создана специально для мобильной торговли, поэтому проблем с электроснабжением гораздо меньше, чем в "свободном полете"), вокзалы, парки отдыха пляжи, конечные узловые остановки. Дачные поселки, несмотря на кажущуюся привлекательность, в этот список не входят. Опытные предприниматели уверены, что лишь единичные "дачные" направления окупаются. Лета не хватает, да и спрос не стабилен. Слишком много усилий надо затратить, прежде чем найдешь верное место. Гораздо перспективнее федеральные трассы.

Прежде чем покупать автолавку и необходимое оборудование, нанимать работников, надо учесть массу нюансов. В первую очередь убедитесь, что действуете при поддержке местных властей, а также в том, что ваши намерения не противоречат их планам по благоустройству, застройке, реконструкции территории и т. п. Во-вторых, обратите внимание на транспортную документацию и номера. С "нечетким" или искореженным номером вас могут не зарегистрировать в ГИБДД. Начиная, оцените благосклонность местного населения к появлению автолавки, наличие спроса, а также криминогенность ситуации в районе.

При неудачном стечении обстоятельств, продавая автолавку, владелец теряет 20-50% стоимости оборудования, 80-100% работ по оснащению, 70-100% внешнего оформления, 25-60% цены автолавки.

На рынке "мобильных" точек лидирует белорусское предприятие "Купава", оно выпускает свыше десяти моделей передвижных торговых точек и несколько видов грилей на базе автоприцепов или грузовиков "Газель" и "Бычок".

Передвижная лавка стоит приблизительно 5-7 тысяч долларов.
Совершенно нерационально вкладывать средства в покупку новых автофургонов, если вы планируете использовать их на дачных участках, в сезон. Они будут очень долго окупаться. Традиционный старт для "мобильного" бизнеса - покупка автофургона или прицепа б/у.

Предпринимателям проще рискнуть 5-7 тысячами долларов, купив подержанное оборудование, чем искать где-то 22-25 тысяч и вкладывать их в бизнес, не имея четких перспектив. Очевидный аргумент в пользу подержанных фургонов - их цена. Но есть и еще не столь заметное на первый взгляд преимущество: такие автолавки уже подогнаны под нужды пользователя, и запустить дело можно через 2 месяца, как только оформите документы. Можно значительно сэкономить, если покупать автолавку б/у. Но ни в коем случае не стоит скупиться на оборудование.

Для автолавки, торгующей штучными товарами и продуктами питания, базовым набором является холодильное оборудование, его работа "завязана" на электроэнергию. А поиск источника питания - настоящая головная боль для владельцев автолавки. Покупка генератора (цена около 1 тысячи долларов), к сожалению, не всегда решает проблему, а подключаться к жилым домам категорически запрещено.

Оснащая автолавку, следует выбирать самое надежное и практичное оборудование. Обращайте внимание на гарантийное обслуживание. Опыт показывает, что холодильники лучше брать датские, газовое оборудование - итальянское или немецкое, электрическое - неплохо и отечественное, но французское предпочтительнее.

Проще, но дороже заказать все оборудование и его установку в фирме, которая на этом специализируется, имеет опыт, статистику успешной работы, а главное -даст гарантию на все обустройство сразу.

Ни один нормальный продавец не признается (по собственной инициативе), что гриль, например, имеет трущиеся детали из алюминия, или что поломка термореле фритюрницы потенциально грозит двухнедельным простоем. Молчат обычно и о том, что для холодильника нужна нестандартная дверь автолавки, так как сообщаемые габариты не учитывают ножек или навесов крышки и т. д. В общем, будьте внимательны.

Тряска при переездах требует от автолавки дополнительной прочности, малый объем означает нагрузку на холодильники, повышенная проходимость требует высокой производительности, теснота диктует компактность. Так как "внутренности" автолавки просматриваются с улицы клиентами, все должно быть удобно, чисто и красиво.

Автор: Екатерина Чинарова
Источник: Источник: Бизнес-журнал № 20, 2004
Понравилась статья?

Рекомендовать друзьям
Добавить в закладки
Мобильный бизнес: фастфуд – автолавка
Оставить комментарий

Заполните поля, отмеченные звёздочкой (*)

*

*


Внимание! Все комментарии модерируются

*