RSS

Офисная Доставка


«Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?» Думаете, почтальон? А вот и нет — скорее всего, это курьер.

В отличие от почтальонов, курьеры, кроме прессы и корреспонденции, доставляют самые разные вещи: от эксклюзивных подарочных кукол в человеческий рост до корзин с фруктами и образцов строительных материалов. «Как-то нам даже довелось поучаствовать в сватании: парень заказал доставку кольца своей невесте. Позже, после свадьбы, он сказал, что отныне будет пользоваться только нашими услугами, — рассказывает Юрий Олейников, основатель курьерской службы доставки «Профи». — А вообще, чего только не доставляем: письма, подарки, сувениры, торты, цветы… Под Новый год и на восьмое марта наш офис буквально преображается: то он похож на цветочную лавку, то становится ликеро-водочным отделом магазина».

Доходная подписка

Первые службы курьерской доставки в Украине начали появляться в середине 1990-х. Корифеи рынка — службы «059» и «Саммит». Правда, сегодня доставка для этих компаний — вовсе не профильное направление деятельности: «059» с помощью курьеров распространяло свой каталог, а потом и вовсе превратилось в рекламную компанию, а «Саммит» сейчас — крупное подписное агентство.

Такая политика вполне оправдана, ведь, как утверждают участники рынка, занимаясь одной лишь доставкой, много не заработаешь. Со временем некоторые курьерские службы обзаводятся собственными рекламно-информационными изданиями. Однако оптимальным вариантом является создание службы доставки при подписном агентстве. В этом случае курьеры, разносящие прессу, могут «прихватывать» на маршруты параллельно рекламные материалы, письма и подарки. При этом рентабельность, которая у «чистых» служб доставки составляет около 15%, может увеличиться вдвое.

А вот при рекламных агентствах, клиенты которых тратят на доставку рекламных материалов солидные суммы, курьерские службы создаются редко. Чаще рекламисты попросту становятся клиентами служб доставки. Еще одна категория, пользующаяся услугами курьеров, — редакции периодических изданий. По словам руководителей служб доставки, среди их клиентов имеются редакции, несколько раз уходившие от них и пытавшиеся создать собственные курьерские службы. В конце концов, они все равно возвращались, т.к. выгоднее оказывалось пользоваться услугами специализированных компаний, чем заниматься организацией работы курьеров самостоятельно.

В целом объемы украинского рынка доставки составляют порядка $10 млн., причем, по словам экспертов, где-то 15% этой суммы приходится на доставку прессы подписными агентствами, около 55% — на рекламные материалы, остальные 30% — «чистая» доставка писем, подарков, цветов и т.д.

Основные объемы рынка обеспечивают сотрудники десяти крупных служб доставки, как международных (DHL, «Сити Экспресс»), так и украинских («059», «Курьерская служба доставки», «Профи», «Саммит», «Соната» и т.д.). Кстати, крупные компании, не имеющие представительств в регионах, не гнушаются помощью более мелких, региональных участников рынка, «перебрасывая» на них свои заказы. За счет приемлемых цен работать с местными службами доставки «монстрам» гораздо выгоднее и удобнее, чем развозить заказы самостоятельно. Так что у небольших региональных служб доставки перспективы пока что неплохие, чего не скажешь о столичном рынке, который, по словам его участников, уже практически насыщен.

«Конечно, если предложить дешевые, качественные и оперативные услуги доставки, клиенты появятся, однако новым компаниям сегодня тяжело занять свою нишу на рынке, — уверен Александр Осыка, директор курьерской службы «Соната». — Специфика работы курьерских служб такова, что компания растет и развивается постепенно. Нельзя сразу набрать много курьеров и платить им за простой — сначала нужно их загрузить, а для этого необходимо иметь заказы, которые появляются лишь после наработки большой клиентской базы, на что потребуется не один месяц».

Подписным агентствам проще — у них база адресов, по которым можно разносить рекламные материалы, формируется автоматически из базы подписчиков. «Наша адресная база насчитывает более 10 тыс. подписчиков, многие из этих фирм и организаций являются нашими клиентами, заказывают различные рассылки рекламных и информационных материалов, — говорит Ирина Васильева, заместитель директора ДП «Рекламное агентство «Саммит». — Вообще, на рынке чувствуется конкуренция по ценам, но я бы не сказала, что это здоровая конкуренция — скорее, демпинг. Так, дешевые услуги доставки часто предлагают фирмы, распространяющие бесплатные рекламные издания».

В среднем, услуги курьерских служб стоят от 30 коп. до 1 грн. за доставку одного материала (рекламной листовки, газеты, журнала, каталога и т.д.). Расценки могут повышаться в зависимости от срочности и условий заказа, а также специфики работы служб. Наличие у курьеров служебного транспорта существенно удорожает доставку. Приходится доплачивать и за срочность. Обычный же заказ, т.е. заказ прессы либо рекламных материалов тиражом до 5 тыс. обычно доставляется за два-три рабочих дня.

Как утверждают участники рынка, работой они обеспечены круглый год. Особой сезонности не наблюдается, хотя перед праздниками все массово заказывают доставку подарков и цветов друг другу, а летом происходит небольшой спад, который, впрочем, компенсируется возросшими заказами со стороны туристических компаний. Так что сезонность больше зависит от сферы деятельности клиентов: летом это турфирмы, осенью — компании, торгующие канцелярскими принадлежностями и товарами для офиса.

Курьеры решают все

Организация службы доставки — дело довольно хлопотное, и человеческий фактор играет тут не последнюю роль. Схема работы курьерской службы выглядит следующим образом: менеджер принимает клиентский заказ — к примеру, доставить рекламный журнал по адресам, имеющимся в базе данных службы доставки. Заказ комплектуется и равномерно распределяется по всем курьерам согласно разработанным оптимальным маршрутам доставки, причем в крупных городах многие службы закрепляют за каждым небольшим участком города отдельного курьера. Каждое утро работники доставки приходят в офис, забирают из своих ячеек заказы и убегают на маршруты, а вечером приносят в контору маршрутные листы с подписями получателей. Это в идеале. На практике же курьер может заболеть, проспать, задержаться, внезапно уехать и «вывалиться» из рабочего графика. А каждый недоставленный или доставленный не вовремя заказ — серьезный удар по имиджу конкретной службы и рынка в целом.

«Плохо то, что некоторые курьерские доставки, особенно новые, предоставляют рынку некачественные услуги: привлекая клиентов сниженной ценой, они обещают доставить заказ в срок, однако не справляются с работой из-за недостаточного количества курьеров и брака в работе, в результате чего клиент обижается на все службы доставки в целом, — говорит Юрий Олейников. — Работать потом с такими обиженными клиентами очень тяжело. Они стараются постоянно все контролировать, хотя мы и без того предоставляем полный отчет о проделанной работе, а наши операторы обязательно прозванивают фирмы, занесенные в маршрутные листы курьеров, подтверждая факт доставки заказа».

По словам Юрия Олейникова, чтобы не допускать «проколов», для организации действующей в крупном городе службы доставки необходимо иметь штат, как минимум, из 20 курьеров. Что касается Киева, то менее двух десятков человек уж точно не смогут охватить доставкой всю столицу, т.е. некоторым работникам придется обслуживать два маршрута, что обязательно приведет к нарушению сроков доставки. Вообще, чем больше курьеров — тем лучше, но при этом нужно следить за тем, чтобы все сотрудники были постоянно загружены работой, ведь фиксированную ставку курьеры получают очень редко, чаще их зарплата состоит из процентов за разнесенные заказы. Естественно, «простаивающие» курьеры, не получающие зарплату, немедленно начнут разбегаться, а найти нового хорошего сотрудника обычно весьма нелегко. И проблема даже не в профессиональных, а в редких для сегодняшнего дня моральных качествах: курьер, в первую очередь, должен быть усердным, честным и порядочным. Именно по этой причине курьерские службы предпочитают брать на работу не шустрых студентов, а людей постарше.

«Студентов на работу мы стараемся не брать, поскольку они, как показала практика, не всегда ответственны, — говорит Дмитрий Немцев, директор компании «Сити Экспресс-Киев». — Что касается высшего образования, то оно не имеет особого значения, поскольку предварительно наши курьеры проходят обязательный инструктаж. Но обучить сотрудника технике работы несложно, гораздо труднее найти курьера, который соответствовал бы нашим требованиям и требованиям наших клиентов».

«Курьерами у нас работают люди, имеющие как среднее образование, так и два высших, — дополняет Юрий Олейников. — Кстати, из образованных и интеллигентных работников, как правило, получаются лучшие курьеры: порядочные, ответственные, скрупулезные в работе и нашедшие в себе силы смириться с невостребованностью на рынке труда и поступить на малопрестижную работу курьера. Во многих офисах отношение к курьерам очень плохое: наши работники вынуждены постоянно ждать, пока заказчик их примет, а ведь у курьера время — деньги, да и отнимает он буквально одну-две минуты. Некоторые компании аргументируют свое нежелание общаться с курьерами тем, что им приносят только рекламные материалы, но, во-первых, это не так, а во-вторых, вопрос можно решить другим путем: написать заявку об отказе от получения материалов, и мы обязательно исключим компанию из нашей базы данных».

Еще один вопрос, связанный с организацией работы курьеров, — форма. Сегодня своих сотрудников обеспечивают форменной одеждой лишь международные и крупные украинские службы доставки, да и то не все. Выгоды в виде создания имиджа и лишней рекламы перекрываются затратами на униформу, ведь одежду нужно шить индивидуально на каждого сотрудника, вводить для сотрудников залоговую стоимость, что является экономически непривлекательным в условиях большой текучести кадров среди курьеров и повышает цены услуг курьерских служб. По той же причине компании не спешат усаживать своих сотрудников на автомобили, скутеры или даже просто велосипеды. Постоянные пробки, сложности с парковкой и дополнительные затраты на содержание техники вынуждают службы доставки делать выбор в пользу общественного транспорта, хотя несколько авто для доставки крупных заказов имеются практически у каждой курьерской службы.

«Укрпочта» против

На организацию курьерской службы в пределах одного города, по словам специалистов, потребуется около $15-20 тыс. Однако арендовать помещения под офис и склад, нанять курьеров и организовать рекламную кампанию несложно, гораздо труднее и дольше создавать адресную базу, по которой можно было бы доставлять рекламные материалы.

«Наша база данных была создана девять лет назад, она развивается и постоянно актуализируется. Над этим работает профессиональная контент-команда, — говорит Алла Белобаба, управляющий курьерской доставкой РА «Директория 059». — И вложения в этот ресурс полностью себя оправдывают, ведь 70% клиентов используют нашу базу данных».

Можно, конечно, купить уже готовую базу данных либо воспользоваться «Желтыми страницами», однако адреса и телефоны фирм часто меняются, компании ликвидируются либо переезжают, постоянно создаются новые фирмы — одним словом, заниматься обновлением баз данных службам доставки приходится ежедневно и самостоятельно. Многие компании даже предлагают своим курьерам доплату за то, что они отмечают в маршрутных листах факт изменения компанией месторасположения и узнают ее новый адрес.

Кроме офисов юридических лиц, многие курьерские службы доставляют рекламные материалы в почтовые ящики жителей городов. В этом сегменте главным своим конкурентом службы доставки считают «Укрпочту», которая хотя и теряет сегодня киевский рынок, однако все еще остается монополистом в маленьких городах и частном секторе. Курьерские службы с «Укрпочтой» не дружат: первые замечают, что у их основного конкурента невозможно добиться каких-либо отчетов о доставленных материалах, а гигант рынка искренне считает почтовые ящики граждан своей собственностью и весьма недоволен тем, что службы доставки используют их в своих целях.

«Возможно, со временем найдутся инвесторы, которые смогут скупить и объединить несколько курьерских служб и сделать хорошую альтернативу «Укрпочте», — прогнозирует Александр Осыка. — Сегодня же эта организация сдает свои позиции. Обращаясь в службы доставки, клиентам в случае чего есть с кого спрашивать, с кем обсудить возникшую проблему и найти компромисс. Решать же проблемы с «Укрпочтой» невозможно, поэтому многие крупные клиенты отказываются от услуг этой компании. К тому же цены на некоторые виды услуг в курьерских службах даже ниже, чем у монополиста».

Впрочем, заказчиков теряют и другие службы доставки. По словам Аллы Белобабы, среди клиентов курьерских служб сегодня становится все меньше супермаркетов, которые для доставки рекламно-информационных материалов обзаводятся собственными службами.

Пробуют силы на рынке курьерской доставки и редакции изданий. Сегодня многие редакции стараются оформлять подписку читателей своими силами, минуя «Укрпочту» и подписные агентства. Естественно, получив деньги за подписку, они вынуждены сами же и разносить свои газеты и журналы, нанимать курьеров, обеспечивать их работой и зарплатой. Вероятно, в ближайшее время будут появляться лишь такие, небольшие курьерские службы.

«Безусловно, курьерский сервис в Украине успешно развивается и будет развиваться в дальнейшем, — уверен Дмитрий Немцев. — Украиной интересуются многие иностранные компании, открывая здесь представительства и филиалы. Мало того, далеко не все еще знакомы с подобным сервисом».

Ольга Бурьян

Источник: www.vd.net.ua

Понравилась статья?

Рекомендовать друзьям
Добавить в закладки
Офисная Доставка
Оставить комментарий

Заполните поля, отмеченные звёздочкой (*)

*

*


Внимание! Все комментарии модерируются

*