RSS

Открытие рекламного бизнеса


Открытие рекламного бизнеса

"Ниша на рекламном рынке существует перманентно, потому что всегда есть спрос на новые, эффективные решения",- так считает Светлана Петрова, директор рекламного агентства "Инстинкт" (входит в группу BBDO Russia Group). Соответственно, если вновь образованное агентство способно генерировать эффективные идеи, оно будет востребовано рынком. Тем более рынок растет. Да еще как - со скоростью более 30% в год. В прошлом году его объем составил чуть менее $4 млрд (на Москву пришлось порядка $3 млрд). Примерно на треть, по прогнозам агентства BBDO, он вырастет и в году будущем. В этой связи и эксперты, и сами рекламисты отмечают, что темпы роста рынка опережают скорость пополнения рядов рекламщиков.

Бизнес-план рекламного агентства

Сумма требуемых инвестиций

$ 60 тыс.

Срок окупаемости

6-12 мес.

РА районного масштаба

Как показывает опыт, создание маленького рекламного агентства (РА) сегодня не требует больших затрат. Например, Екатерина Черешнева, директор недавно открывшегося агентства "АртМедиаКейт", уложилась в сумму менее $850. Из них $500 ушло на регистрацию компании. Еще около $340 составили уставный капитал.

Такое мини- агентство состоит из двух штатных сотрудников, включая директора, и размещается на дому. Но это обстоятельство абсолютно не скрывается от клиентов и, более того, не мешает компании оказывать им полный цикл рекламных услуг (full-servise) - креатив, производство, размещение. При этом все специалисты (например, два дизайнера, работающие на своих собственных графических станциях) и производственные мощности (например, типография), к услугам которых прибегает агентство , находятся за рамками компании. Клиенты агентства - предприятия районного масштаба: различные торговые компании, салоны красоты и фитнес-клубы, интернет-провайдер и др.

С подрядчиками и частично с клиентами Екатерина познакомилась на прежних местах работы, которые были также связаны с маркетингом и рекламой. "Ни одного заказчика,- строго говорит госпожа Черешнева,- я ни у кого не увела. Но контакты получила, конечно, на прежних работах - это так".

Стандартный заказ для "АртМедиаКейт" - это разработка фирменного стиля, изготовление представительских материалов и сувенирной продукции, создание веб-сайтов и т. п. "Мы планируем делать ставку на оригинальную сувенирную продукцию,- отмечает Екатерина.- Сейчас, например, пользуются спросом шоколадки с корпоративной символикой". Кроме этого, в данный момент агентство подошло вплотную к тому, чтобы оказывать услуги по размещению рекламы на местных кабельных телеканалах.

Заработки агентства такого типа прямо пропорциональны его масштабу. В первый месяц работы компания заработала $700. В течение пяти-шести месяцев, как считает госпожа Черешнева, агентство преодолеет отметку в $2 тыс. При этом его глава подчеркивает, что создавала агентство специально для того, чтобы учиться работать, в том числе "работать в качестве собственника". А на вопрос: "Какие планы на будущее?" - она отвечает без излишних комментариев: "Посмотрим".

Размер имеет значение

Маленькое агентство - это не perpetum mobile, и никаких физических запретов на его эффективную работу и бурное развитие не существует. Вспомнить хотя бы рекламиста "всех времен и народов" Дэвида Огилви. Он тоже начинал с крошечного агентства , а впоследствии империя Ogilvy & Mather открыла представительства более чем в 30 странах.

Но при отсутствии физических запретов существует рыночная закономерность, которую при разговоре о мини- агентствах в первую очередь отмечают эксперты и которая для многих, наверное, очевидна безо всяких экспертов. Как правило, когда компания-рекламодатель укрупняется, то из маленького агентства переходит на обслуживание в более крупное.

В итоге небольшая структура так и остается небольшой, зарабатывая в месяц в лучшем случае единицы тысяч долларов. И вырасти за счет увеличения числа мелких клиентов ей очень сложно. С ростом клиентской базы должен расти и штат. Потому что с большим количеством внештатных работников компания теряет управляемость. Штатным же сотрудникам ежемесячно нужно платить зарплаты, предоставлять рабочие места, оргтехнику и т. д. Это делает бизнес, существующий за счет заказов от небольших магазинов и салонов красоты, элементарно нерентабельным. По словам Николая В., директора одного из московских РА, сегодня около 90% маленьких агентств держатся на плаву только за счет того, что фактически не платят налоги.

Чтобы вырваться из районного масштаба и заполучить заказчиков, позволяющих зарабатывать десятки тысяч долларов (не говоря уже о большем), агентству нужны специалисты, которые не учатся, а уже умеют профессионально работать и имеют солидные портфолио. Причем под профессионализмом нужно понимать, в том числе, умение выбивать скидки у владельцев рекламных площадей и различных подрядчиков.

По словам Елены Сидоровой, генерального директора агентства AME Group, "вряд ли стоит рассчитывать на серьезное развитие, если агентство не может разместить объявление в СМИ со скидкой, условно говоря, 15-30%. Или, если оно не в силах договориться с типографией о скидках 10-25%. Ведь размещение и производство рекламы - это около 70% заработков агентств . Остальное - креатив. Но "зеленые" фотографы, дизайнеры и копирайтеры не заработают и оставшиеся 30%. На генерацию эффективных решений малоопытные креативщики, даже если они имеют соответствующее образование, как правило, не способны". Ей вторит гендиректор агентства "Аврора" Владимир Чернышев, утверждающий, что даже в США - самом развитом рекламном рынке в мире - эффективным оказывается только один креатив из шести попавших на рынок. Чего же можно ожидать от малоопытного специалиста из России?

Витамины роста

А многоопытные специалисты - хоть менеджеры, хоть креативщики - на дороге не валяются. Они в дефиците, и каждый из них получает зарплату $2-5 тыс. в месяц. И если желающий создать рекламное агентство испытывает нехватку времени или терпения (стоит ли говорить о деньгах), то "добротных" рекламщиков ему не заполучить. По словам Светланы Петровой, чтобы переманить специалистов в новое, никому не известное агентство (а значит, убедить пойти на определенный риск), их ставки придется повысить в полтора-два раза. И то не всякий пойдет.

Для загрузки работой, допустим, двух матерых творческих личностей - дизайнера и копирайтера, необходимо обзавестись четырьмя-пятью матерыми менеджерами, которые бы привлекали достаточное количество заказов, курировали проекты, размещали рекламу в СМИ. Таким образом, "головы" вряд ли обойдутся дешевле $30 тыс.

Ну и, кроме того, молодой компании потребуется офис площадью около 100 кв. м по $400-500 за "квадрат" в год. Соответственно, сразу при въезде в офис необходимо будет заплатить $6,6-8,2 тыс. за два месяца аренды. Одновременно придется раскошелиться на хорошую мебель ($5-8 тыс.) и серьезную технику ($10-15 тыс.). Так что и офис обойдется примерно в $30 тыс.

Что сможет получить владелец агентства , потративший на него в первый же месяц $60 тыс.? Исходя из того, что рынок бурно растет, а команда состоит из крепких профессионалов и высоко оплачивается, директор РА Николай В. пророчит заработки от тех же $60 тыс. до $80 тыс. в месяц "грязными". "Разумеется, называть точные цифры в таком деле, как реклама,- это абсурд,- отмечает Николай,- но, как говорится, по идее дело должно пойти".

Сколько владелец сможет получать непосредственно на руки, во многом зависит от того, как далеко он готов пойти в "оптимизации налогообложения" и как часто ему придется прибегать к "откатам" - давать взятки менеджерам компаний-рекламодателей, что систематически требуется для получения заказов на размещение рекламы. Рентабельность может колебаться от 10% до 30%.

При этом продать небольшое агентство , по мнению экспертов, практически невозможно. Во всяком случае пока на российском рынке прецедентов не было. Единственное, чем можно украсить уход из этого бизнеса,- попробовать "продать" своих клиентов. То есть за скромное вознаграждение (агентские, как правило, составляют 10-15% от стоимости заказа) предложить своих клиентов другому агентству , а самих клиентов в свою очередь убедить разместить заказы в этом агентстве .

По материалам статьи Михаила Сидорова в газете «Бизнес. Ежедневная деловая газета»

Автор: Михаил Сидоров
Источник: www.respublikaidei.ru
Понравилась статья?

Рекомендовать друзьям
Добавить в закладки
Открытие рекламного бизнеса
Оставить комментарий

Заполните поля, отмеченные звёздочкой (*)

*

*


Внимание! Все комментарии модерируются

*