RSS

Система фастфудов – МакДоналдс


Система фастфудов – МакДоналдс

История МакДональдс начинается с сороковых годов прошлого века, в городе Сан Бернардино штата Калифорния, где братья Дик и Мак Макдоналды открыли ресторан, приносивший поначалу по 200 тыс. долларов в год. Но вскоре в США начался экономический спад, народ стал беднее и Макдоналды были вынуждены придумать, как обслужить больше клиентов с наименьшими затратами. Наилучшим решением было ввести самообслуживание и сократить меню, что они и сделали.

Заказы посетителям выдавались у специальной стойки, на выбор было всего 9 пунктов: гамбургеры, чизбургеры, пирожки, чипсы и 5 разных напитков (позже к ним добавилась картофель-фри). Получив заказ, они садились за свободный столик. Кухня тоже была переделана под быстрое приготовление пищи. Все эти нововведения позволили Макдоналдам опустить цены до двух раз и оставить позади всех конкурентов в городе. Например, гамбургер стал стоить 15 центов вместо 30. Через 10 лет ресторан уже был известен по всей Калифорнии, а его доходы выросли до 350 тыс. долларов. Макдоналдов устраивало такое положение дел и они не думали о дальнейшем развитии ресторана, пока на них не вышел Рей Крок, предложивший поставки кухонных комбайнов.

Дальнейшее расширение

Рей был неудачливым бизнесменом, бросившим школу, чтобы стать коммивояжером. Сначала он работал на компанию «Лили Кап компани» и продавал ресторанам бумажные стаканчики. Позже неоднократно начинал свой бизнес, но неудачи шли одна за другой. Наконец, он занялся продажей кухонных комбайнов, но и отсюда его вытеснили конкуренты. Но он не сдался и стал искать новые идеи. Однажды его заинтересовала столь низкая цена гамбургеров, а позже он узнал и про непревзойдённую доходность ресторана Макдональдов. Рей Крок осознал, что может получиться, если везде открыть такие же фастфуды.

Так как братьям было лень расширяться, а Рею хотел начать своё дело, они решили скооперироваться и продавать франшизы. 2 марта 1955 открылась первая франчайзинговая компания «Макдоналдс Систем, Инк». Франшизы продавали только проверенным владельцам ресторанов, по цене в 950 долларов сроком на 20 лет и 1.9% от месячного дохода, причём на каждого ресторан нужна была своя франшиза. Притом, соответствие бренду жёстко контролировалось, а приобрести лицензию на второй ресторан можно было только после налаживания работы первого. Такие меры не позволили подорвать доверие к нему. Доля Рея от франчайзинга составляла 1.4%, так как он занимался всеми делами, а Макдоналдсам отходило 0.5%.

Но такие требования отпугивали как крупных, так и мелких бизнесменов. Если первые не хотели покупать по одной франшизе на каждый ресторан, то вторых смущал небольшой срок в 20 лет и неопределённость, что будет дальше. За год было продано всего 18 франшиз. Крок не смог уследить за соблюдением всех условий, в некоторых ресторанах меню подверглось изменениям качество обслуживания было ниже приемлемого уровня.

В том же 1955 году франшизу приобрёл журналист Сэнфорд Агате, который в возрасте 46 лет решил вложить свои накопления в собственный бизнес. И уже через 2 года он обогнал Крока по доходам! Агате был одним из самых запоминающихся бизнесменов в истории компании, подавший пример остальным людям. Благодаря ему, Макдоналдс ждал большой успех.

Выкуп

У Рея Крока было недостаточно свободы в управлении компанией, и в 1961 году он решил выкупить её у Макдоналдов, на что они охотно согласились, запросив взамен 2.7 млн. долларов. Но таких денег у Крока не было: со всех франшиз он получал всего 77 тыс. долларов, причём у компании был долг в 5 млн. Проблему мог решить только кредит. Банки, считавшие фастфуд ненадёжным бизнесом, отказались его выдать и Рей обратился за помощью к ведущим университетам страны. Уже почти договорившись, они тоже отказали по той же причине. Гарри Зонненборн, главный человек в компании по финансовым вопросам, срочно вылетел в Нью-Йорк разобраться в ситуации. Переубедить кредиторов он смог известной теперь на весь мир фразой: «Мы … эээ… занимаемся недвижимостью». Он был прав, так как у McDonald’s было в планах выкупать рестораны и землю под ними.

Их договор аренды земли был составлен с умом: её арендовали сроком на 20 лет по фиксированной цене 700 долларов. Сначала это были большие деньги, а в 60-х годах доллар значительно упал в цене, соответственно и стоимость аренды. Но на самом деле, аренду земли оплачивал владелец ресторана: при покупке франшизы он вносил 10 000 долларов в качестве взноса за аренду земли, затем он должен был платить по 1000 долларов в месяц, а после получения прибыли - процент от неё. Через 10 лет ресторатор получал назад первую половину взноса, а ещё через 10 - вторую.

Компания Крока и Зонненборна, носившая название «Франшиза Истэйт», успешно развивалась и вскоре её активы составили 16 млн. долларов. Снова потребовался кредит и банки снова отказали из-за того, что McDonald’s не выглядела достаточно успешной. Положение поправил бухгалтер Ричард Джей Бойлан, внеся изменения в отчёты: записал в активы здания ресторанов, которые компания сдавала в аренду (хотя они ещё им не принадлежали) и занёс в доходы рост стоимости недвижимости. К отчётам прилагалось примечание, где уточнялось, как обстояли все дела на самом деле. Но обычно примечания не читают, поэтому кредит был выдан.

В 1961 году компания была выкуплена у Макдоналдов за 2.7 млн долларов. Рэй как и раньше, следил за работой ресторанов. Развитие McDonald’s шло очень быстрыми темпами, каждый день продавалось по 1 млн. гамбургеров. В 1965 году были выпущены акции по 22.5 доллара за каждую, а уже через несколько недель их цена увеличилась в 2 раза! Сам Крок владел пакетом акций на 37 млн. долларов. 1966 год преподнёс несколько значимых изменений: акции вышли на нью-Йоркскую биржу; цена гамбургера увеличилась до 18 центов; число ресторанов превысило 1000.

Путь к мировой известности

1967 год: компания начала расширяться за пределы страны, был открыт первый ресторан в Канаде. За рубежом они действовали наработанной схеме, с тем лишь исключением, что в каждой стране подстраивалась под местные обычаи. Одной из главных задач был поиск заграничных партнёров. В 1970 году влияние Макдоналдс разошлось по 4 странам за пределами США, а всего ресторанов уже было свыше 15000.

1975 год: McDonald’s распространился по 20 странам, оборот компании равнялся 2500 млн. долларов. Тогда же открылся первый фастфуд, занимающийся обслуживанием клиентов, подъезжающих на автомобилях, который назвали МакАвто. По США доля их оборота сейчас составляет половину, но в других странах они не смогли стать особо востребованными.

1984 год: умер Рей Крок. За последние 30 лет жизни, работая с McDonald’s он смог заработать 600 млн. долларов. В это время рестораны McDonald’s уже были в 30 странах. В одной только США их насчитывалось более 8000, а каждый новый ресторан открывался в среднем, каждые 17 часов.

McDonald’s в России

Внедрение компании на российский рынок началось 30 января 1990 года, с открытия фастфуда на площади Пушкина. Этот ресторан в то время был самым крупным в мире, а сейчас крупнейший в Европе. В день открытия его посетило 30 тыс. человек, что стало рекордом за всё время существования компании. Популярность его была огромна, чтобы сделать заказ, нужно было отстоять длинную очередь. В 1996 году открылись первый в России МакАвто и фастфуд в Петербурге.

Сейчас по России открыто более 220 ресторанов в крупных городах. Права на представление сети Макдоналдс в России принадлежат двум компаниям - ЗАО «Москва-Макдоналдс» и ООО «Макдоналдс». К сожалению, в последнее время иногда рестораны Макдоналдс подвергаются атакам террористов, так как они всегда являются местами большого скопления народа. С 2000 года произошло более 10 терактов, 2 из которых на территории России, в Москве и Петербурге.

Посмотрим на результаты компании, которых она смогла добиться. За 2008 год оборот McDonald’s Corporation составил 23500 млн. долларов, чистая прибыль 2600 млн., а число сотрудников перескочило отметку в 400 тыс. человек. Сейчас, в 2009 году число ресторанов превысило 32 тыс., более половины из них находятся за пределами США, в 118 странах мира. McDonald’s сегодня входит в число крупнейших сетей ресторанов в мире, сотрудничает с другими крупными компаниями, занимается благотворительной деятельностью на благо общества, но прежде всего, заботится о своих клиентах.

Понравилась статья?

Рекомендовать друзьям
Добавить в закладки
Система фастфудов – МакДоналдс
Оставить комментарий

Заполните поля, отмеченные звёздочкой (*)

*

*


Внимание! Все комментарии модерируются

*